О работе над проектом «ПД» рассказала режиссер картины Мария Поприцак
ПОСЛЕ ВЫСТАВКИ В ЭРМИТАЖЕ
По словам Марии Поприцак, сейчас в самом разгаре подготовительный период. «Команда сформирована на 99 процентов, идут кастинги, сверяются исторические факты и подбирается документальный материал, которого для такого фильма нужно очень много, – отмечает документалист. – Будут ли в фильме игровые сцены? Однозначно! Жарко мы на эту тему спорили с киностудией «Лендок», которая фильм производит. Им бы хотелось увидеть чистый документ. Но мне нравится давать возможность зрителю ассоциировать историю с реальными, живыми, объемными людьми. И так как герои фильма уже не с нами, то в этом очень помогают актеры. Также на экране будет много фотографий и та хроника, что сохранилась».
ПОСЛЕ ВЫСТАВКИ В ЭРМИТАЖЕ
Режиссер признается: жизнью Николая II и членов его семьи она никогда особо не интересовалась. Все изменил 2017 год, когда отмечалась 100-летняя годовщина Великой Октябрьской революции.
«Я выросла в 90-е годы, когда повсюду были групповые портреты членов императорской семьи. Я помню день похорон царских останков в Петропавловской крепости. Тогда для меня это был символ, икона, что-то очень не живое, – рассказывает Мария Поприцак. – Но наступил юбилейный для революции 2017 год. Отовсюду посыпалось множество информации, стали публиковаться письма и дневники. Было огромное количество проектов, так или иначе связанных с царской семьей. И однажды я отправилась на выставку в Государственный Эрмитаж. Увидела личные вещи, рисунки детей Николая II, и эта тема меня заинтересовала. Но любопытство вызвала не история о монархии сама по себе, а индивидуальные судьбы людей в лихолетье. Потом я начала читать переписку, изучать личные документы. И меня поразило, насколько на этих страницах все еще чувствуется жизнь».
НАКАНУНЕ РАССТРЕЛА
Рабочее название фильма – «Пустые страницы». Мария Поприцак объясняет смысл его происхождения так.
«Надо отметить, что Романовы активно вели дневники и писали письма. Например, последнюю запись Александра Фёдоровна сделала за день до убийства. И даже успела проставить дату на следующей странице, но она так и осталась пустой, – рассказывает режиссер. – Плюс иногда в архивных делах встречаются пустые страницы, где, видимо, документ был утерян или перемещен. И, как мне кажется, как раз там и могло быть скрыто самое интересное. Поэтому мой фильм – это, наверное, попытка заполнить эти пустые страницы».
ЖИВЫЕ И НАСТОЯЩИЕ
Во время изучения архивного материала Мария Поприцак узнала много интересных подробностей из жизни царской семьи.
«Российский князь Феликс Юсупов на вопрос о слухах, ходивших о царской семье, говорил, что он никогда в них не верил, потому что это были «в нравственном отношении самые святые люди, каких только можно себе представить». С этим трудно не согласиться. Но всё же это были живые, настоящие люди со своими недостатками, особенностями, ошибками, – уверена режиссер. – В самом начале мне было очень непросто понять, что цесаревны и цесаревич могли шутить, драться друг с другом, напевать не очень приличные песенки… Это, конечно, не самое главное в их характеристиках, но всё же это неотъемлемая часть их жизни!»
ЛЮБИМИЦА ОЛЬГА
По словам документалиста, в фильме отдали приоритет дочерям Николая II. Картина призвана раскрыть их с человеческой стороны.
«Дело в том, что сложно сравнивать сестер. Но многие, кто увлечен темой, выбирают себе любимицу. Мне, наверное, ближе всего Ольга. Кажется, что она больше всего похожа на современных девушек по складу ума и характера, – делится Мария Поприцак. – Ну и над Марией я ломаю голову уже не первый месяц. Осталось не так много документов, в которых она пишет о чем-то подробно и эмоционально, поэтому она для меня – загадка. Но, конечно, никто из сестер да и всей семьи не может оставить равнодушным. Они были очень яркими индивидуальностями».
«АППЕТИТНЫЕ ЮНКЕРЫ»
Однако представители императорской семьи, как оказалось, были не только яркими личностями, но и обладали неплохим чувством юмора. «Анастасия (младшая дочь) и Николай II часто в письмах упоминают анекдоты, семейные шутки и песенки. У семьи была масса своих собственных слов и выражений, которые они использовали. В ходу было слово «аппетитный», которое могло быть применено к чему угодно. Татьяна в своих дневниках пишет про «аппетитных юнкеров». «Аппетитным» мог быть и подарок, погода, что угодно», – рассказывает Мария Поприцак.
Но в основном чувство юмора проявлялось в наблюдательности и в иронии, с которой Романовы порой описывают окружающие их события. «Сестра Николая II Ксения Александровна в письме уморительно описывает, как она уплетала щи за обе щеки, и как недоуменно это воспринимали окружающие, – говорит режиссер. – Ведь аристократы и монархи не едят и не пьют, не шутят и не дышат… Так сложилось в общественном сознании. Поэтому, наверное, мне и захотелось рассказать немного про их повседневную жизнь. Или, по крайней мере, дать возможность, прозвучать их прямой речи с экрана. В фильме не будет специально написанного закадрового текста, только слова членов семьи и их современников».
ПОСЛЕ «ДЕВОЧЕК»
Напомним, Мария Поприцак родилась в 1991 году. В 2013 году окончила Санкт-Петербургский университет кино и телевидения. Дебютный фильм «Я здесь» участвовал во множестве фестивалей и получил диплом международного фестиваля «Флаэртиана» и фестиваля «Питеркит».
Самая известная работа Марии Поприцак – документальный фильм «Девочки», снятый несколько лет назад. В ленте приведены шесть историй, рассказанных жительницами блокадного Ленинграда. «Этот фильм неоднократно показывался по телевидению и участвовал в фестивалях, в том числе в специальной программе фестиваля «Артдокфест» «Среда», – поделилась с «Петербургским дневником» режиссер.
Источник: