Самый старый экспонат музея относится еще к временам Петра Великого, это репринтное издание Петровских ведомостей
На базе факультета социальных технологий Северо-Западного института управления РАНХиГС при Президенте РФ (ул. Черняховского, д. 6/10) 11 января открылся музей прессы.
Экспозиция состоит из самых разных артефактов имеющих отношение к прессе, среди которых: старинные фотокамеры, печатные машинки, диктофоны, картины, фигурки читающих газеты людей и животных собранные по всему миру, сувенирная продукция, выпущенная к юбилеям наиболее известных изданий, конечно же, подшивки и первые номера печатных изданий начиная со времен Петра I и заканчивая периодом Перестройки.
Самый старый экспонат музея относится еще к временам Петра Великого, это репринтное издание Петровских ведомостей. Представлен и первый номер легендарной газеты «Правда».
«Эти экспонаты я собирал 25 лет. Сначала все это было в шутку, те фигурки, которые можно тут увидеть, постепенно копились на полке главного редактора, а потом понял, что надо сохранять и другие вещи. Так появились первые пишущие машинки, раритетные издания газет и журналов и т.д.», — сообщил организатор музея, декан факультета социальных технологий Северо-Западного института управления РАНХиГС при Президенте РФ Олег Кузин.
Он также отметил, что сложно выделить главный экспонат, потому что все артефакты, особенно газеты и журналы представляют самые значимые события из истории страны – революция, война, ее окончание, смерть Сталина и т.п.
«Каждая из этих газет о чем-то говорит. Это не абстрактное сборище названий. Но самое главное, совокупность этих газет, у посетителей музея есть возможность за несколько минут совершить экскурсию в сто лет отечественной журналистики», — акцентировал внимание Олег Кузин.
В торжественной церемонии открытия также приняли участие глава Центрального района Андрей Хлутков и председатель комитета по культуре Санкт-Петербурга Константин Сухенко.
«Центральный район и сам является музеем под открытым небом, где представлено большое количество памятников архитектуры, скульптуры и множество музеев. Сегодня этот список пополнил небольшой, но очень важный музей – истории журналистики и PR», — сказал на торжественной церемонии глава Центрального района Санкт-Петербурга.
Он также отметил, что особенно ценно то, что музей открылся накануне 13 января, когда отмечается День российской печати.
«Как и всякий музей, он в частности, выполняет образовательную функцию. Особенно важно, потому что журналистика очень сложное ремесло, а вообще журналистика скорее искусство, особенно в наш непростой век информации», — добавил Андрей Хлутков.
Прогуливаясь по новорожденному музею, можно увидеть такие уникальные артефакты как знамя газеты «Ленинградская правда», которому более 75-и лет. Среди богатой коллекции переносных фотоаппаратов, выделяется образец 1913 года, но двумя полками ниже в глаза бросаются первые цифровые камеры, также ставшие артефактами истории, на пути неумолимо движущегося прогресса. Интересно, что среди солидных, как правило, выкрашенных в черных цвет камер, выделяется цветастый «Зенит» и ярко желтый фотоаппарат, выполненный в стиле известного героя японских мультиков Пикачу.
«Коллекция значков, собранная со всего мира – нечто среднее между напоминанием о СМИ и PR, потому что каждая газета или журнал старались выпустить к своему юбилею особый памятный знак или сувенир», — рассказывает организатор музея Олег Кузин.
На одном из стендов на почетном месте стоит небольшая фигурка хрустального воробушка.
«Это напоминание о Викторе Степановиче Черномырдине, он стал первым обладателем в России воробьиной премии, которая была учреждена журналистским сообществом с девизом «Слово не воробей, вылетит — не поймаешь», — продолжает рассказ Кузин. — Виктор Степанович наговорил огромное количество уникальных фраз и стал первым обладателем премии. За время существования премии, около полутора десятка политиков стали ее обладателями. Среди них бывший министр культуры России Соколов Александр Сергеевич, автор легендарной фразы: «Невинность приходит с опытом» и ректор Академии народного хозяйства Владимир Александрович Мау, он сказал: «Нет такой ситуации, из которой нельзя было бы выйти с позором».
Еще один уникальный экземпляр в коллекции музея – экземпляр подпольной газеты партии эсеров «Знамя труда» от 1909 года. Эти газеты печатались на папиросной бумаге, перевозились по стране в чемоданах с двойным дном, а на последней странице была выведена надпись: «Товарищи, в случае ареста, отказывайтесь от дачи показаний».
Отдельное богатство музея составляет коллекция журналов и газет различных эпох.
«К примеру, одна из первых подборок, представленных в экспозиции, состоит из редчайших журналов, времен Первой русской революции. Любопытно, что практически все эти журналы находятся за номером один или один-два. Это связано с тем, что во времена Первой русской революции, эти журналы рождались как грибы, но после выхода в свет первого-второго номера, полиция понимала, что журнал антицарский, приходила с обыском, тираж изымался, редактор арестовывался, редакция разгонялась. Поэтому очень редко, такие журналы успевали выпустить более двух номеров», — пояснил Олег Кузин.
Вход в музей бесплатный, по предварительной записи.
- Открыть в полном размере
Петербургский дневник
Источник: