В конце мая 2020 года в Петербурге должен открыться музей Нобелевского лауреата по литературе, писателя и поэта Иосифа Бродского. Новое музейное пространство появится на втором этаже дома на Литейном проспекте, 24/27. В нем писатель жил вместе с семьей с 1955 по 1972 год
За появление долгожданного музея поэта борются почти 20 лет. В мае 2015 года к 75-летию со дня рождения поэта музей-квартиру все-таки открыли. Правда, всего лишь на один день. Тогда петербуржцам показали знаменитые «полторы комнаты», исторический коридор, кухню в пятикомнатной коммунальной квартире №28 и закрыли на неопределенный срок. Полноценному открытию мешало несколько обстоятельств.
Во-первых, сама квартира нуждалась в реставрации. Во-вторых, музей можно сделать только в нежилом помещении. В-третьих, продолжалась битва за пятую комнату в квартире, где по сей день проживает Нина Фёдорова. Она категорически не хотела продавать свою жилплощадь под нужды музея. Пока в квартире проживает хоть один человек, помещения не перевести в нежилой фонд.
В нежилой фонд должна быть переведена и квартира этажом ниже. Таковы правила. Но там тоже живут люди. Один из них, кстати, играет в оркестре под руководством художественного руководителя и директора Мариинского театра Валерия Гергиева. И не хочет продавать свое жилье.
Четыре плюс…
Казалось бы, ситуация безвыходная. Почти три года о судьбе музея практически ничего не было слышно. Пока летом минувшего года управляющий партнер девелоперской компании FortGroup Максим Левченко не решил взять ситуацию в свои руки. Он вступил в долгие «кухонные» разговоры с хозяйкой пятой комнаты Ниной Федоровой.
«Знаете, она говорит, что ей совсем не повезло, ведь она была соседкой Бродского. Ее можно понять: кому понравится, когда к вам домой приходят неизвестные люди, проводят шумные вечера да еще просят отдать помещение. Она не хочет никаких денег за эту комнату, а скорее, равноценную замену ей. Но я бы на ее месте тоже не стал бы переезжать», — комментирует ситуацию Максим Левченко.
По мнению Левченко, чтобы решить непростой житейский вопрос, нужно найти подход к человеку. «Мы долго сидим на коммунальной кухне и разговариваем с Ниной Васильевной. Я считаю, что с людьми нужно разговаривать и слушать их. Практика показывает: если ты пришел что-то забирать силой, то у тебя это вряд ли выйдет. Нина Васильевна пережила войну, она очень много знает и умеет. Например, она чертит лучше, чем высококвалифицированные архитекторы», — добавляет Левченко.
В результате длительных переговоров с собственницей всю квартиру №28 разделят на две части. Фонд разработал проект разделения помещений на две отдельные жилые квартиры и отправил его на согласование в Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников культуры и истории (КГИОП). Нина Васильевна будет проживать в однокомнатной квартире, где ей оборудуют отдельный туалет, ванную и кухню. Все остальные помещения отдадут фонду под музей.
Это первый шаг. Второй — в июне минувшего года Максим Левченко выкупил одну из квартир в доме, где жил писатель. Тридцать шестая квартира соседствует с квартирой Бродского и станет частью будущего музея. Получается, что сейчас Фонду принадлежит четыре комнаты в исторической коммуналке, квартира №36 по соседству. В скором времени к Фонду перейдут кухня и исторический коридор.
По словам председателя Фонда Михаила Мильчика, Левченко помог сдвинуть ситуацию с развитием музея с мертвой точки. Однако еще многое предстоит решить совместными усилиями.
«Появление человека, которому небезразличен Иосиф Бродский – уже приятно. Вдвойне приятно, что есть силы и материальная возможность заниматься развитием музея. Но я подчеркну, что помимо попечительского совета Фонда, есть еще совет, состоящий из его руководителей. Нам предстоит вместе прийти к единому решению о том, каким должен стать музей»,- прокомментировал ситуацию Михаил Мильчик.
Потайная дверь
Параллельно Фонд обсуждает концепцию пространства уже с учетом приобретенной квартиры и будущих помещений. Музей планируют разделить на две части, но в целом это будет единый культурный центр.
В него можно будет попасть с черного входа по улице Короленко, 14. Поднимаясь по лестнице, гости попадут в длинную анфиладу, площадью более 100 квадратных метров.
«Важно, чтобы гости могли зайти в это современное, чистое, стерильное пространство, зажмуриться, постоять подумать, присесть почитать, выпить, поговорить. Затем гости попадут в следующее помещение, в котором, возможно, будут временные выставки. Дальше с помощью скрытой двери они окажутся уже в совершенно другом пространстве цвета торфа и покусанных комаров», — рассказал Максим Левченко.
Это будет та самая коммунальная квартира, в которой жил Иосиф Бродский. Гости пройдутся по историческому коридору, заглянут на кухню, посмотрят знаменитые «полторы комнаты». Ее, кстати, планируют отреставрировать. Правда, тут перед авторами идеи возникает проблема, которую еще предстоит решить: как попасть из коммуналки в новую квартиру. По словам Левченко, задача авторов сделать так, чтобы эти два пространства ударялись друг о друга и вызывали сильные эмоции.
«У нас не будет никакой постоянной экспозиции. Появится частно-государственный музей, основанный на сотрудничестве с Музеем Анны Ахматовой в Фонтанном доме. В его фондах хранится множество вещей и предметов из квартиры Бродского. Всех их периодически будут привозить в новый музей на временную тематическую экспозицию, затем их будут увозить обратно. То есть экспонаты не будут передавать будущему музею Бродского на постоянное хранение. Мы хотим сделать культурный центр, современное пространство. Мы не собираемся делать классический музей», — добавил Левченко.
Он добавил, что задача авторов концепции музея сделать так, чтобы экспозиции постоянно сменялись, происходила динамика, движение, а музей сотрудничал с разными творческими людьми и другими культурными учреждениями.
«Эти концепции очень-очень сырые. Мы пока их еще обдумываем. Нет четкого понимания, как именно оформить экспозицию и помещения. Ясно одно: нужна реставрация коммунальной квартиры», — отметил Михаил Мильчик.
По-английски
Будущему культурному центру хотят дать название на английском языке. Одна из идей – назвать музей The room &A half of Joseph Brodsky museum 1 12 (музей «Полторы комнаты Иосифа Бродского»). Тем самым авторы идеи делают отсыл к известному автобиографическому эссе поэта «Полторы комнаты», которое он написал в Америке.
«Эссе Иосифа Бродского на английском языке – это идеология будущего музея. Общественность часто спорит о том, какой перевод этого эссе лучше. Но членам фонда кажется, что лучше всего атмосферу, жизнь поэта и описание знаменитой комнаты передает подлинное произведение на английском языке. Поэтому появилась идея дать музею название на английском языке. Мы уже обсуждали его воплощение в графическом и цифровом виде. В целом всем идея нравится. Но я подчеркну, что она рабочая. Это еще далеко не окончательный вариант», – рассказал Максим Левченко.
Каким должен быть музей Иосифа Бродского?
Нина Попова, директор музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме:
«Во-первых, я согласна с тем, что пространство должно быть динамичным, с меняющимися экспозициями. Во-вторых, оно должно быть привлекательным для молодежи. В-третьих, молодежь в новом пространстве соприкоснется с творчеством поэта, его взглядами на жизнь».
Яков Гордин, сооснователь Фонда создания музея Иосифа Бродского;
«Думаю, что идея создания двух пространств, которые будут объединены в один музей очень рациональная. Одно будет современным, динамичным, а второе скорее мемориальным. Знаете, почти за 20 лет это самое удивительное, что могло произойти вокруг истории создания музея Иосифа Бродского. Наконец, нашлись люди, которые вложили средства в его развитие, хотя для них самих в этом нет особой выгоды. Для меня это самое яркое событие в жизни Фонда».
Источник: