Росимущество отказалось передавать домик в Комарово Союзу писателей Петербурга
Знаменитая «будка» Ахматовой в Комарово оказалась под угрозой. Снести ее, конечно, не снесут, но могут преобразовать из летнего домика для писателей в коммерческое заведение. Такие последствия породила затяжная борьба между писательскими организациями, интриги бывшего Литфонда и неожиданная принципиальность агентства по управлению госимуществом.
Одна дача на двоих
Анна Ахматова получила домик в пользование в 1955 году. Вернее, полдомика: по правилам Литфонда, в каждой комаровской даче могли жить две семьи. В гостях у Ахматовой бывали Дмитрий Лихачёв, Лидия Чуковская, Фаина Раневская, Натан Альтман, Анатолий Найман, Евгений Рейн, Иосиф Бродский.
Дачу отреставрировали в 2004 году. Сейчас одну ее половину занимает глава петербургского Союза писателей Валерий Попов, вторую – поэт Алексей Ахматов, редактор альманаха «Молодой Петербург». Он не родственник Анне Андреевне, тем более что настоящая фамилия поэтессы – Горенко. Просто однофамилец и коллега. Но даже это совпадение не может уберечь «будку» от ока Росимущества, которое, честно говоря, просто стремится соблюдать закон.
«Конура» как благо
Все началось с письма Росимущества от 29 мая, в котором сообщалось, что безоговорочная передача дачных писательских домиков непосредственно петербургским писателям, то есть «заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом или иных договоров, предусматривающих переход прав пользования в отношении государственного имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может осуществляться только по результатам проведения конкурса или аукциона».
Проще говоря: домики принадлежат Росимуществу. И только оно вольно раздавать их в безвозмездное пользование, хотя распределяют их на собрании Союза писателей.
Опасаясь необоснованных обвинений в коррупции, представители Росимущества обратили внимание литераторов, что любой акции по наделению кого-то бесплатными благами должен предшествовать конкурс.
И еще стоит подумать, должны ли блага оставаться бесплатными. Не лучше ли будет отдать их тому, кто сумеет заплатить, а не безденежному писателю?
Валерий Попов комментирует ситуацию так: «Как стыдно будет это слышать, если все здесь изменится! Но и победителям (конкурса, – прим. ред.) не позавидуешь. Бессмысленная, по сути, игра. Что они тут «воздвигнут», победив? Надо же показать, что ухнул деньги не зря! Казино «Ахматова»? Будут презирать. Ресторан? Опять же – не отмоешься! Ясно, что никто из олигархов не построит свой мраморный дворец вместо – или даже по соседству – с «будкой» Ахматовой, которая рядом с твоей виллой покажется конурой. Это понятно. Издевательские усмешки вызовут даже и «социальные программы», устройство тут чего-нибудь «для народа» – сквера с клумбами и дорожками или даже детской площадки с песочницей. И никакое начальство не захочет губить свой рейтинг, строя тут свои гаражи или помещения для охраны. Тупик! Перед Ахматовой стыдно».
Такое гневное обращение глава петербургского Союза написал на своей страничке в соцсети. Он отметил также, что Союз писателей вообще не имеет права участвовать в конкурсе – как некоммерческая организация.
«Если бы мы могли, то нашли бы спонсоров, – посетовал писатель, – но нам не дают. – Остается надеяться, что у чиновников возобладает здравый смысл, и они не допустят, чтобы литературный музей под открытым небом просто так сгинул».
Стоит отметить, что 23 июня именно в Комарово планируют отметить 130-летие Анны Ахматовой, а теперь угроза нависла и над этим праздником.
Вот такое Переделкино
«Петербургский дневник» заинтересовался юридической составляющей конфликта. Ее, а также предысторию изложила заместитель Попова Галина Левитина:
«В советские годы дачи принадлежали Литфонду, он же их и распределял. После развала Союза Литфонд прекратил свое существование, но появилась некая организация, которая, подделав документы, пыталась объявить себя его правопреемником и начать распоряжаться имуществом: в Комарово и в подмосковном Переделкино. Длилось это довольно долго, и вся борьба была безуспешной, пока в 2014 году не достучались непосредственно до президента. Нас, писателей, в 2017 году пытались выставить с дач, но мы потребовали у них все правоустанавливающие бумаги. Нам ничего не предъявили, а вместо этого просто отрубили электроэнергию. Пришлось обращаться в Курортэнерго и заключать авансовый договор: но главное, свет в домики вернулся. Параллельно мы стали работать с Росимуществом, помогать оформлять домики на баланс государства. Все это следовало сделать еще в 90-е годы, но тогда писатели были заняты борьбой двух союзов: петербургского отделения Союза писателей России и петербургского Союза писателей. Первое возглавляет Владимир Орлов, второе – Валерий Попов. Была неразбериха, кто должен вести переговоры с Литфондом, его псевдоправопреемником и Росимуществом… Сейчас мы заключили наконец соглашение о намерениях между двумя союзами, а потом обратились в Росимущество с просьбой передать дачи в безвозмездное пользование Союзу писателей».
Однако, как говорит Галина Левитина, через полгода на заявку ведомство ответило, что все имущество должно работать для пополнения казны и «передавать имущество в безвозмездное пользование нецелесообразно».
«Такой вот изящный запрет. Не ограничивают впрямую, а просто пишут, что не видят смысла давать нам какие-то преимущества. Сейчас мы написали советнику президента по культуре, и надеемся, что здравый смысл восторжествует», – заключила собеседница «ПД».
«Петербургский дневник» поинтересовался, какие меры намерены предпринять в Смольном. Нам ответил председатель Комитета по печати и взаимодействию со СМИ города Владимир Рябовол:
«Ситуация требует внимательного изучения. Через несколько дней станет известно, будет ли город участвовать в переговорах о передаче домиков в Комарово с баланса Росимущества на баланс Санкт-Петербурга. Без этой операции принимать участие в их судьбе невозможно».
К слову, помимо «зеленой будки» Ахматовой, выселение грозит еще шести писательским дачам в Комарово.
СПРАВКА
«Будка Ахматовой» – это зеленый одноэтажный домик с печным отоплением и верандой, спрятанный в чаще сосен. При жизни Ахматовой убранство описывали так: «С торца дома – высокое крыльцо, с которого попадаешь в крохотный коридорчик. Справа – маленькая кухня, слева – дверь в комнату Анны Андреевны. В комнате – маленький рабочий стол и кресло. Есть несколько стульев и табуретка. Кровать представляет собой кроватную раму с сеткой, поставленную по углам на кирпичи. На стене книжная полка, рядом с ней прикреплен небольшой женский портрет, как после я узнал, Глебовой-Судейкиной. На стене икона «Рождество Христово». В комнате есть еще диван в виде высокого топчана. Он стоит у входа, торцом к двери, так что дверь открывается не полностью. На участке, вблизи дома, колодец. Рядом с крыльцом небольшая клумба с цветами. У забора несколько кустов бузины. Около них грядки с картошкой и различной зеленью». Сейчас от грядок и внутреннего убранства почти ничего не осталось, но внешне дом выглядит как раньше.
Источник: