Здесь хранятся такие реликвии, как, например, письмо Достоевского брату или ноты «Вечерней песни» Соловьева-Седого. Для журналистов «ПД» провели экскурсию по архиву
В четырехэтажном здании на Шпалерной, 34б, тихо. Кажется, это идеальное место для того, чтобы посидеть наедине со своими мыслями и в максимально спокойной обстановке поработать или просто отдохнуть. А еще это хорошая возможность прикоснуться к бумажным документам, от которых мы потихоньку отвыкаем.
Корреспондента «ПД» встречает директор Центрального государственного архива литературы и искусства Санкт-Петербурга Людмила Николаева. И приглашает подняться на второй этаж по исторической лестнице с деревянными перилами и сохранившимися балясинами… Тут все соответствует месту и дышит стариной.
ПОЛЕЗНЫЙ АППАРАТ
Первым делом заглядываем в читальный зал. Сначала кажется, что он ничем не отличается от читальных залов библиотек. Но именно здесь есть возможность приобщиться к истории, перенесясь на несколько веков назад. Искусствоведы, литературоведы и филологи могут познакомиться здесь с историей и своей семьи, и всего города.
В центре небольшого помещения – несколько столов. На одном из них, возле окна, установлен аппарат для микрофильмов, на котором исследователи изучают пленку – архивный документ. Нам предложили рассмотреть одно из дел, датированное январем 1938 года, – отзыв и характеристику на архитектора.
Пленка прокручивается с помощью специального механизма, на экране появляется информация…
«Мы с вами можем познакомиться с характеристикой архитектора Николая Митулича, который пережил Первую Мировую и Великую Отечественную войны. В документе предоставляется информация, которая была нужна организации из другого города, куда приехал устраиваться на работу архитектор», – рассказывает заведующая отделом использования документов Центрального государственного архива литературы и искусства Санкт-Петербурга Александра Шанявская.
В чем же уникальность этого аппарата? Эксперты объясняют: он позволяет просматривать пленку, практически не притрагиваясь к ней, и это дает возможность ее сохранить.
ИЗ ИСТОРИИ КИНО
Идем дальше и попадаем в помещение с названием «Архивохранилище». Здесь на полках хранится около 90 тысяч различных документов!
Среди них внимание привлекает архив знаменитой киностудии «Ленфильм». Около 15 тыс. единиц хранения разложены в коробках на стеллаже, который тянется через все помещение. Здесь можно изучить документы киностудии, начиная с 20-х годов прошлого века. «В основном мы храним приказы, переписки, но есть и специфические документы. Так, среди архива «Ленфильма» есть нотные рукописи, которые писали советские композиторы для фильмов», – говорит заведующий отделом обеспечения сохранности и государственного учета документов Центрального архива литературы и искусства Сергей Чернобай и показывает нам одну из папок с зеленым корешком, в которых хранятся такие ноты.
Также здесь можно найти фотоальбомы, где запечатлены фотопробы для конкретной картины и сам рабочий процесс. Например, можно увидеть фотографии всех актеров, которые пробовались на роли в фильме «Гамлет» в 1964 году. По словам специалистов, сюда из разных организаций и фондов Петербурга, а также из личных архивов поступают документы, датированные 1917 годом и далее. То есть большинство документов, хранящихся в Центральном государственном архиве литературы и искусства, относятся к советскому периоду. Но есть здесь и раритеты, которые по возрасту намного старше.
«Я хочу вам показать альбом из личного фонда семьи художников Клевер. Так, Оскар Клевер был известен как иллюстратор сказок Андерсена. Он считается одним из лучших художников-иллюстраторов. У нас представлен его личный альбом «Привидение» с мистическими рисунками, которые он создавал для себя. Все рисунки созданы в технике акварели», – рассказывает Сергей Чернобай.
ПЕРЕДАЛ ВНУК
Здесь же хранится письмо Федора Достоевского, написанное в декабре 1849 года в стенах Петропавловской крепости после несостоявшейся казни петрашевцев, среди которых был и сам писатель. С братом Михаилом он делится тем, что пережил в тот день. Этот документ в архив передал внук писателя Андрей Достоевский. «Письмо упаковано в капсулу, которая не заламинирована и дает возможность документу дышать. При этом он не теряет свой вид, так его можно лучше сохранить», – рассказывает Людмила Николаева.
Еще один интересный документ – текст выступления композитора Дмитрия Шостаковича, который находился тогда в блокадном Ленинграде. «Через некоторое время я закончу свою Седьмую симфонию. Я работаю сейчас быстро и легко. Мысль моя ясна, творческая энергия неудержимо заставляет меня двигать мое сочинение к окончанию, и тогда я снова выступлю в эфире (Радио. – Ред.) со своим новым произведением…» – читаем мы в документе.
Также в архиве есть ноты композиции «Вечерняя песня» Василия Соловьева-Седого. К слову, весь фонд композитора целиком хранится в архиве.
СПРАВКА
В 2019 году Центральный государственный архив литературы и искусства Санкт-Петербурга празднует 50-летие. Он был создан в 1969 году.
350 000 – примерно столько различных документов хранится в Центральном государственном архиве литературы и искусства Санкт-Петербурга.
Источник: