Кино о героях: «Спасти Ленинград» Алексея Козлова

«Петербургский дневник» побывал на премьера картины, посвященной подвигу и ужасам жителей блокадного города

В Северной столице состоялась премьера фильма Алексея Козлова «Спасти Ленинград», приуроченная к 75-летию со дня полного освобождения города на Неве из кольца фашистских войск. Создатели ленты не стали рассказывать всю историю блокады, сосредоточив свои силы на событиях, положивших начало великой «Дороге Жизни».

Путь через Ладогу

16-17 сентября 1941 года. Вокруг Ленинграда продолжает сжиматься кольцо блокады. Транспорт не справляется с наплывом людей, которых надо эвакуировать из осажденного города. Тогда власти решаются на рискованный ход. В ночь на 17 сентября от пристани Осиновец через Ладожское озеро начинает свой трагический путь Баржа 752, на которой оказались полторы тысячи человек.

Среди пассажиров дочь «врага народа» и «немецкого шпиона» Настя (Мария Мельникова) и ее парень-солдат Костя (Андрей Миронов-Удалов). С ними также плывет сотрудник НКВД, посадивший отца героини в тюрьму много лет назад, сотрудник филармонии, заставивший затащить на баржу громоздкий рояль, воспитанницы музыкального училища со своей преподавательницей и другие весьма колоритные персонажи.

Тащит баржу буксир «Орел» под управлением Ивана Ерофеева, который категорически отказывался выводить судно в море с таким количеством людей на борту. Однако местные власти, забыв оценить сводку погоду, дали на отплытие добро. Баржа пошла в сторону порта «Новая Ладога» без огней и сопровождения, а около трех часов ночи на озере начался чудовищный шторм. Обшивка баржи треснула и дала течь, вода заливала людей, толпившихся в трюмах. Ситуация накалилась до предела, поэтому баржа подала сигнал «SOS». Вместо помощи на терпящих крушение ленинградцев напали немецкие самолеты.

Обстрел привел к катастрофическим последствиям: баржа раскололась на несколько частей, люди стали прыгать в воду, а спасать их пришлось команде буксира. За несколько часов моряки с «Орла» смогли поднять на борт 216 человек. Остальные погибли в пучине разбушевавшегося озера. Через два дня приказом ВМФ было запрещено перевозить людей на баржах по Ладоге. Гибель этих людей была засекречена до 2004 года.

Установить памятник пассажирам

Режиссер «Спасти Ленинград» Алексей Козлов начинал свою карьеру как документалист и лишь затем перебрался на площадку игрового кино. Поэтому постановщик смог найти тонкую грань в истории баржи 752: картина не стала исторической лентой, хотя и имеет несколько кадров из военной хроники, а также не перешла в категорию только развлекательного контента, без которого современное кино, как кажется на первый взгляд, уже не может существовать.

Козлов подчеркивает, что перед ним не стояла задача провести расследование трагедии на Ладоге. Никто не собирался искать виновных в этом событии. Съемочная бригада ставила перед собой совсем другую цель – открыть неизвестную страницу в истории героического города. Эта задача была выполнена на все сто процентов.

«Начать стоит с того, что, узнав об истории гибели баржи, я был ошеломлен настолько, что даже написал письмо в правительство о необходимости установки памятника жертвам трагедии. Мне ответили, что мои желания благородны, но такой памятник на Ладоге уже есть. Я знал об этом, но я писал, что памятник нужно установить в городе, как-никак это были первые жертвы блокады – в один день более тысячи человек», – рассказывает Козлов.

Режиссер также подчеркивает, что после сигнала «SOS», по всем морским правилам, к утопающим должна была прийти помощь, но гитлеровские самолеты, оказавшись на месте бедствия, начали бомбить баржу. С самого судна не было произведено ни единого выстрела. «Люди на судне были измотаны штормом и только потом, от отчаяния, по самолетам начали стрелять из винтовок. Описание этого противостояния изложено несколькими участниками событий», – повествует Козлов.

Среди погибших в основном оказались курсанты военных училищ, преподавательский состав, женщины и дети. Вода в Ладоге осенью была ледяной плыть в ней было тяжело. «По описанию очевидцев это был ад», – добавил режиссер.

О съемках
С начала работы Козлова над сценарием до окончания съемок прошли долгие три года. Только над кастингом кинематографисты трудились больше года. В результате главные роли получили дочь актрисы Анастасии Мельниковой Мария и внук самого Андрея Миронова. Кстати, Анастасия Мельникова в «Спасти Ленинград» как раз играет роль матери главной героини, поэтому их взаимоотношения, пусть и не долгие, смотрятся органично и натурально.

Огромное внимание создатели «Спасти Ленинград» уделили эпизодам войны. Экшен в фильме сделан крепко, и придираться к нему нет никакого смысла. Всего в этих экшен-сценах снялись 3680 человек.

В основном съемки проходили на берегу озера Ильмень, где была выстроена декорация площадью в 2 гектара – порт, причал и сама баржа. Для фильма было воссоздано более 30-ти локаций той поры. Кстати, все трюки артисты исполняли сами. Еще одним любопытным фактом стало то, что съемки проходили во время чемпионата мира по футболу-2018. Поэтому блистательная игра Игоря Акинфеева и Артема Дзюбы вдохновляли кинематографистов и давали заряд настоящего драйва, который незамедлительно переносился на съемочную площадку.

Стрельба и грохот сопровождают «Спасти Ленинград» не постоянно. Главной и самой сложной задачей Козлов называет работу над сценами шторма, которой не было ни у кого из его подопечных. Для эпизода борьбы со стихией в петербургском ангаре был собран так называемый гимбл – металлическая конструкция на гидравлических цилиндрах размером 24 на 12 метров. Сюда же был привезен кусок палубы с баржи. Для реалистичности и масштабности на декорацию и актеров каждый день съемок выливалось до ста тонн воды. Над этим процессом трудились художники-постановщики Ольга Яковенко и Дмитрий Малич, а также два оператора – Алексей Доронки и Глеб Вавилов. Работа точно была выполнена на «ура», так как «Спасти Ленинград» в плане крушения судна не уступает мировым аналогам.

Отдельного упоминания достойны Александр и Павел Яковлевы, отвечающие в проекте за пиротехнику. Кадры со взрывами в фильме пугающе реалистичны и буквально, как сказал сам Козлов, оглушили часть артистов с первого дня съемок.

Письма и музыка

Козлов признается, что был удивлен огромному количеству писем от родственников людей, плывших на барже, которые посыпались сразу после первых статей о начале съемок фильма в прессе. Кстати, тогда лента называлась «Баржа 752». Однажды кинематографисты получили письмо от писателя Неониллы Самухиной, проживающей в Северной столице. На барже у нее плыла бабушка с мужем, которым на тот период было чуть больше 20 лет.
   
Самухина начала сотрудничать со съемочной группой, подпитывая фильм информацией, которую она долгое время собирала в архивах. Кульминацией этой совместной работы стала единая колонна Баржи в составе акции «Бессмертный полк», которая традиционно проходит 9 мая во всех городах России и за ее пределами.

«Финальные сцены фильма были сняты во время шествия Бессмертного полка. Первые средства на фильм мы получили от правительства Санкт-Петербурга, спасибо им большое», – сказал Козлов.

Музыку к фильму записывал Государственный академический симфонический оркестр имени Е.Ф. Светланова. Музыканты привнесли в кино именно ту драматическую нотку, которая требовалась, без лишнего надлома и каких-то пафосных нот. Кстати, этот оркестр является одним из старейших симфонических коллективов страны. Три года назад он отпраздновал свое 80-летие.

Кино о героях

Про блокаду Ленинграда было снято множество фильмов и написано не мало книг. К примеру лента «Блокада» Михаила Ершова, «Ленинградская симфония» Захара Аграненко, «Мы смерти смотрели в лице» Наума Бирмана, «Три дня до весны» Александра Касаткина, скандальный «Праздник» Алексея Красовского, о котором говорят до сих пор, и так далее. Однако можно сказать с уверенностью, что у «Спасти Ленинград» нет конкурентов и аналогов.

Есть вероятность, что ленту Козлова будут сравнивать с зарубежными конкурентами. Кто-то найдет тут отсылки к легендарному «Титанику», другие будут сравнивать «Спасти Ленинград» со «Спасти рядового Райана» Стивена Спилберга, а кто-то и вовсе вспомнит военную драму Кристофера Нолана «Дюнкерк». Однако подобные сравнения будут откровенно притянуты за уши. «Спасти Ленинград» — лента самобытная и может выступать кинопамятником героям, которые не хотели ими становиться.

По большому счету, «Спасти Ленинград» рассказывает именно о семье Анастасии. Эта история поделена на три «участка» разного уровня драматичности и экшена. В одном – люди столпились под градом пуль и тоннами воды на барже, которая трещит по швам. Во втором – такой же животный ужас испытывают солдаты, ведущие кровавые бои на Невском пяточке. Участие в этих сражения принимал отец героини. В третьем – мать Насти находится в городе, работает в редакции, до ужаса боится за мужа и дочь, а затем остается одна в разбомбленном доме, засыпанном снегом, сулящим лишь голодную и холодную смерть. Жутко и до слез реалистично.

Еще одна отличительная особенность «Спасти Ленинград», мастерски выверенная Козловым, — это отсутствие единого героя. Тут в сравнение можно привести другие военные отечественные фильмы, вышедшие за последний год. Где-то героем становился отдельный танковый экипаж, а где-то внимание камер уделялось только одному актеру. В «Спасти Ленинград» подобного перетягивания зрительского внимания нет. Герой Козлова – это город, это люди, это каждый ленинградец, который пережил сотни ужасных дней. При этом режиссер не пытается довести публику до слез: для него кадры гибели не столь важны. «Спасти Ленинград» снят как будто между жизнью и смертью, между бесконечным свистом пуль и зарождающейся любовью между Костей и Настей, между рукопашными схватками на берегу Невы и музыкой, которая чудесным образом помогает пассажирам злополучной баржи.

Все же Козлов своего добился. Памятник фактически первым жертвам блокады Ленинграда он поставил. Конечно, монумент не расположится где-то в городском музее, но станет отличным поводом сходить в кино всей семьей.

Источник: spbdnevnik.ru