В известной телепередаче «Давай поженимся» три тридцатилетние невесты не смогли продолжить строчку «Я помню чудное мгновенье». О современных «культурных» особенностях пишет в авторской колонке для РИА «Новый День» журналист, общественный деятель Лариса Михайлова</b>.
В то же программе успешный 34-летний жених, когда Лариса Гузеева сравнила его с Александром Вертинским, ответил «Я не знаю, кто это». Вот они – плоды перевода культуры в сферу услуг. Консьюмеры, носители вельюсов потребления. (Извините, перешла на их новояз).
Но мы-то, дети великой русской матери-культуры, живы! Мы не можем без русского слова. Мы без него вымрем. Где его чистые родники?
Один из них – выставка интеллектуальной литературы Нон-фикшн. Скорее туда!
Последняя неделя ноября – начало декабря. ЦДХ. Свинцовое небо, декабрьский холод. Иду, наклонившись вперед, преодолевая ветер. Каждый год приходится мёрзнуть, пока доберёшься – такое испытание. Хочется скорее согреться в храме книг, знаний, интеллекта. Он выше политики, денег, славы. Здесь все равны. Тут Константин Эрнст, Хакамада, Проханов, Стас Намин, Ирина Прохорова. Брилёва, правда, что-то не видно. Жаль.
Зато здесь евразийцы – Натэлла Сперанская, Александр Дугин. Писатели, редакторы, общественные деятели, философы, политологи собрались у алтаря отечественной словесности и культуры. У них светятся глаза. Они испытывают эйфорию от интеллектуального кислородного коктейля.
Осматриваюсь.
Минуточку. Где же сам алтарь? Где артефакты?
Жрецы – издатели, критики – здесь. И книги на месте. Паства тоже. Места для проповедей – конференц-залы – обустроены и подготовлены.
Но что вместо алтаря?
Вместо него стенды-магазины, таблички: «Всё по 500 рублей», «Все по 400 рублей».
На алтаре идет торговля.
Я знаю, что издание книг – бизнес. Он живёт-выживает по законам рынка. Писатель в нем становится снабженцем. Текст – продуктом. Обложка – упаковкой. Читатель – потребителем. Перед директорами издательств стоят четкие финансовые цели – объемы продаж, обороты, прибыль. И они, эффективные и талантливые, их достигают. Об этом пишет в фейсбуке директор одного крупнейшего издательства: «Лучше придти в субботу, а то в воскресенье лучшие книги закончатся, довоз в воскресенье с утра мало кто делает. Мы представлены тремя стендами, много эксклюзивных новинок прямо к ярмарке, команда молодцы. В каждом направлении наши книги попали в топ 100 рекомендованных. Особенно рекомендую решить пазл и найти зону «Гастрономия» – много прекрасных кулинарных книг, будете сильно впечатлены».
Итак, в воскресенье «довоза» не планируется. Просвирки в наличии.
Я не против, я – за бизнес-фокус.
Но, господа топ-менеджеры! Если у вас бизнес, связанный со святым, так и вы потрудитесь подняться до него.
У вас есть налаженные каналы продаж. Зачем продавать здесь? Торгуйте, рекламируйте, заманивайте скидками и бонусами, но за пределами храма.
А здесь, на Нон-фикшн, возвысьтесь. Уберите лавки. Поставьте часовни книгам. Да, не ста рекомендованным. 3 стенда – 3 книги. Создайте пространства-исповедальни. Верните редакторам жезлы жрецов. Они ведь продолжают служить Литературе, только перед вами притворяясь менеджерами.
И тогда страдающие от острой культурной недостаточности люди будут переходить от образа к образу. И их вера в книгу укрепится. И доверие к вашей продукции вырастет, и лояльность, и продажи.
Но нет. Идут сотни людей по выставке, блуждают их глаза, и не видя алтаря, затягиваются они в транс потребления. Всё по 500 рублей. Всё по 400. Всё по 300. Всё. Ноль.
«Я помню чудное…»
Москва, Лариса Михайлова
Источник: