В Музее Фаберже открылась выставка Фриды Кало и Диего Риверы

Это первая выставка в мире, где представлены работы сразу двух культовых мексиканских художников

В Петербурге стартовал масштабный выставочный проект «Viva la Vida. Фрида Кало и Диего Ривера. Живопись и графика из музейных и частных собраний». В Музее Фаберже посетители увидят шедевры, созданные художниками, и узнают историю супружеской пары, ставшей самой знаменитой в искусстве ХХ века.

Выставка, открывшаяся в Музее Фаберже, стала первой в мире, где представлены работы сразу двух культовых художников Мексики. Всего – более 90 произведений: живопись, рисунки, литографии. Дополняют экспозицию документальные фильмы о жизни и творчестве Фриды Кало и Диего Риверы. Фотографии из семейного архива, снятые отцом Фриды и людьми, хорошо ее знавшими. Переписка Фриды и Диего, проливающая свет на их противоречивые отношения. И даже свидетельство о втором браке, который они заключили спустя год после развода.

«Мы хотели показать историю любви, страсти и творчества Диего Риверы и Фриды Кало – супружеской пары, подобной которой не было нигде и никогда в мире», – объяснил свою задачу Владимир Воронченко, директор Музея Фаберже, председатель правления культурно-исторического фонда «Связь времен». Именно музей и фонд стали главными организаторами этого масштабного проекта.

Мексиканский феномен

По признанию директора музея, организация выставки оказалась делом непростым. В 1984 году картины Кало были объявлены достоянием Мексики, и с тех пор их не разрешалось перемещать даже внутри страны. А за пределы государства было дозволено вывозить не более десяти полотен.

И все же переговоры принесли желанный результат. И в 2017 году жители России смогли познакомиться с произведениями Фриды Кало. Тогда выставки прошли сразу в двух столицах – Москве и Петербурге. Причем посетили их не только россияне, но и жители других стран. Всего более 370 и 350 тысяч человек соответственно.

Интересной оказалась и статистика. По подсчетам специалистов, примерно 40% посетителей составили женщины до 30 лет. Это заставило устроителей задуматься о таком феномене и даже предложить свои версии. Одна из самых убедительных – в самой личности Фриды Кало, которая для многих стала иконой любви, творчества и женской силы.

Вдохновленные успехом организаторы решили еще больше удивить любителей искусства, представив в своем выставочном проекте картины сразу двух великих художников – Диего Риверы и Фриды Кало.

По словам директора Музея Долорес Ольмедо – Карлоса Филиппса Ольмедо, они старались найти баланс между работами таких разных мастеров. И помогла им в этом их любовь к Мексике и ее народу, которая прослеживается во всех полотнах.

Символ силы

Разобраться, что все же соединило таких разных людей, как Фрида Кало и Диего Ривера, пытаются до сих пор. Она – интроверт, всю жизнь старающаяся найти ответ на вопрос: кто она такая? И почему ей выпала именно эта судьба?

После болезни (в результате полиомиелита одна нога у нее оказалась тоньше и короче другой) и в результате страшной автоаварии, после которой Фрида перенесла более 40 операций и зачастую была вынуждена творить в гипсовом корсете, лежа на кровати, она не потеряла жажду жизни. И, несмотря на страшную боль, которую в конце ее короткой жизни не могли побороть даже наркотики, соблазняла мужчин, любила и творила.

На выставке можно увидеть несколько ее работ, ставших своего рода манифестом не только страданий, но и стойкости перед ударами судьбы, художественным символом силы женщины. Одной из первых в мире она рассказала о потере ребенка, изобразив свое горе в картине «Больница Генри Форда». А о том, какой удар наносили ей постоянные измены мужа, повествуют картина «Сломанная колонна» и еще целый ряд полотен с изображением гвоздей и крови, которую порой можно увидеть даже на раме.

Вердикт мастера

Ривера – полная ей противоположность. Он – экстраверт, любящий женщин и не считающий свои романы тяжким грехом. Не случайно он частенько изображал себя в виде толстобрюхой лягушки с чьим-то сердцем в руке. И как-то даже признался: «Чем сильнее я люблю женщин, тем сильнее я хочу заставить их страдать». За что и был прозван своими парижскими друзьями-художниками Пикассо и Модильяни «людоедом».

Если Фрида – художник-самоучка, то он – выпускник Академии художеств, объехавший пол-Европы и поочередно увлекающийся то постимпрессионизмом, то кубизмом или реализмом. Расписав огромное число стен общественных зданий и создав малую форму фрески, в историю он вошел как основатель мексиканской школы монументальной живописи.

Их знакомство состоялось благодаря искусству. Когда, восстановив силы после автомобильной аварии, Фрида привезла на оценку уже известному и вдвое старше ее живописцу свои первые работы. «Эта девочка – художник от рождения, необыкновенно чуткая и способная к наблюдению», – вынес свой вердикт Ривера, еще не зная, что потом она станет главной женщиной в его жизни.

Умер Диего в возрасте 70 лет, всего лишь на 3 года пережив свою голубку – Фриду. После себя знаменитый мексиканец оставил огромное наследие в искусстве, культуре и политике. Он был не только страстным любителем женщин, но и «огненным крестоносцем кисти».

Русский след

Россия в судьбе двух мексиканских художников занимала особое место. Риверу в советском государстве хорошо знали и ценили. Сквозь призму соцреализма он, член коммунистической партии Мексики, воспринимался как идеологически близкий человек. Да и две его жены – предшественницы Кало были русскими.

Диего побывал в нашей стране дважды. Первый раз в 1938 году, второй – уже безнадежно больной – в 1955-м. И особенно запомнился работами, на которых он изобразил русских детей – красивых, жизнерадостных, ярких, но почему-то с чуть раскосыми глазами. Считается, таким был свойственный ему особый взгляд.

Кало тоже была членом мексиканской компартии. А в 1937 году в их общем с Диего доме нашел убежище революционер Лев Троцкий. Говорят, у них с Фридой даже завязался бурный роман. Однако слишком явное увлечение темпераментной мексиканкой вынудило его покинуть это убежище.

«Кажется, что Диего Ривера как художник полностью принадлежит XX веку, искусство которого нельзя полноценно представить без его эпической живописи. Напротив, невероятно личностное искусство Фриды Кало словно не имеет прописки во времени и пространстве и принадлежит всему человечеству в его настоящем и будущем», – подытоживает Владимир Воронченко.

«Эти два великих художника – Фрида Кало и Диего Ривера – полноправные иконы искусства. Каждый из них имеет свою независимую художественную ценность. Но говорить о творчестве одного из них без связи с другим нельзя»,
– Норма Пенсадо Морено, посол Мексики в России.

Источник: spbdnevnik.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
новости шоубизнеса
Добавить комментарий