Режиссер театра: «Шахматная рассадка» превратит наше искусство в заменитель, имитацию, мертвую материю» Авторская колонка режиссера Миши Бычкова

Все театры Рф закрыты как минимум до середины июля, а к публике выйдут и совсем не ранее озари, ну и то – с ограничениями. Во всем мире театры пробуют уже на данный момент осознать – как будут смотреться залы, если введут «шахматную рассадку» с расстановкой кресел на расстоянии в несколько метров. Театральный режиссер, основоположник и художественный управляющий Воронежского камерного театра, художественный управляющий интернационального Платоновского фестиваля искусств Миша Бычков считает, что «шахматная рассадка» превратит театр в имитацию и заменитель. Пропадет сам дух театра – дух сопереживания зрителей. О этом – авторская колонка режиссера.

«Ухожу в отпуск. С опаской о том, что все-таки ждёт наш театр впереди? С одной стороны и парад, и голосование уже объявлены по датам, и про российскую вакцину уже написали. Создатели уже удачно испытали ее на для себя. А с иной стороны, дискуссии о «шахматной рассадке», о «масочном режиме» в театрах уже ведутся не в форме догадок, тем для обсуждения, как о деле решённом и неизбежном. И ещё предлагается «не подымать вой», поддержать новейшего министра, которая хворает за наше дело и т.д. Новейшего министра я готов поддержать. Во-1-х, хоть какой министр будет лучше того, что был у нас до января. А во-2-х, я идеалист и верю в наилучшее, знаком с отцом министра, готов посильно помогать выведению нашего театрального дела из бюрократических тупиков на прозрачный цивилизованный простор.

Я и наш театр, как и все коллеги, заскучали по живому общению с публикой, по сцене и репетиционному залу. Но когда я слышу про «шахматную рассадку», я всем своим творческим естеством ощущаю неестественность данной «идеи». Директора считают убытки от сокращения числа зрителей, но задумываются, что это «лучше, чем ничего», что с чего-то необходимо начинать. Много «теоретиков» отрасли поддерживают обсуждаемые регламентации. Но почему-либо молчат практики – режиссеры, артисты – те, кто буквально соображает, что именуется театром, а что есть не наиболее чем его имитация.

Я не сомневаюсь, что в осеннюю пору зритель придёт в театр. Но он придёт в него не за обрядом, не за имитацией, а за атмосферой, энергетикой и переживаниями. И театр должен отдать ему это! А если не может этого отдать, то не надо созодать вид, что это театр.

Естественно, я пробую моделировать ситуацию, когда эпидемия завершается, для всех заболевающих доступна своевременная и квалифицированная мед помощь, в поликлиниках довольно мест для заболевших, сняты большая часть ограничений, люди летают в самолетах и ездят на поездах далекого следования, открыты школы и магазины, избирательные участки и госучреждения. И вот скажите: почему в данной ситуации необходимо «пасти» людей, действовать исходя из наихудших сценариев?

Театр – не пространство, которое необходимо посещать в любом состоянии. Нездоровой человек не пойдёт в театр. Если будет организован (и профинансирован государством) цивилизованный температурный контроль, как, скажем, в аэропортах, если будут введены временные правила, по которым человек плохо себя почувствовавший сумеет сдать либо поменять собственный билет в театр без денежных утрат, если будет развернута информационная кампания, призывающая людей сознательно воздерживаться от контактов в случае подозрения на болезнь, то пусть подсчитают спецы, а я посмею утверждать, что риск распространить заразу в театре составит тысячные толики процента.

Могут какие-то единицы захворать опосля посещения театра? Могут. Некие и в «прежние времена» заболевали. Заболевали, лечились и вылечивались. Так было постоянно. Вот скажите: туберкулезом у нас в театрах почти все заражались? Всякой иной заразой? Не исключено. Но никто не ставил вопросец о «защитных мерах», убивающих саму природу театрального искусства.

Всю жизнь мы стремимся созодать жив театр. И у меня глубочайшие сомнения и опаски, что несчастная «рассадка» превратит наше искусство в заменитель, имитацию, мертвую материю.

Что созодать? Открывать театры на критериях, не убивающих театральную природу. Дискуссировать условия их открытия не только лишь с эпидемиологами, да и с театральными практиками. До этого всего, с художественными руководителями театров и главными режиссерами – с людьми, которые несут ответственность не перед начальством, а перед зрителями, артистами, перед своими учителями и учениками, перед собственной художественной совестью.

Бюрократы постоянно используют одобренные и уже применённые кем-то подходы. В школах и университетах тоже будут вводить «шахматную рассадку» и социальную дистанцию? В самолетах тоже будет дистанция полтора метра во все стороны? В госучреждениях, кабинетах, на производствах тоже будет «шахматная рассадка»?

Быть может, можно создать доступнее испытания? Отдать докторам все нужное, чтоб они эффективнее вылечивали заболевших? Не воспрещать, а помогать. В том числе выделять нужные средства. Актеры, вокалисты, танцовщики, музыканты – люди редких профессий и исключительной квалификации. Если вирус не удаётся одолеть стремительно, выделите довольно средств для того, чтоб деятели искусства, театры, музыкальные коллективы сохранили свою квалификацию, творческий потенциал. Это национальное богатство. И оно непременно будет нужно, когда эпидемия пройдёт. Причём создать это необходимо, не спекулируя на противопоставлении сферы искусства остальным сферам, остро нуждающимся в поддержке. Уже много государств показали таковой подход. Во главе этого процесса и следовало бы стать обновлённому министерству культуры. Как сажать зрителей в зале, решать, мне кажется, необходимо в любом регионе, в любом театре раздельно. И так, чтоб театр оставался театром».

Екатеринбург, Ольга Тарасова

Источник: newdaynews.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
новости шоубизнеса
Добавить комментарий