Олег Басилашвили: «Театр и кино в шатком положении из-за цифровизации»

Актер рассказал о своей новой книге «Палата 26: Больничная история»

Презентация еще не началась, а любители творчества Олега Басилашвили уже толпились перед входом в конференц-зал Михайловского Манежа, потому что само помещение было переполнено. И только журналистам приходилось медленно пробиваться через почитателей актера: в неравной битве за автограф уступать не хотел никто.

Олег Басилашвили представил свою новую книгу «Палата № 26. Больничная история» на Санкт-Петербургском Международном книжном салоне 26 мая. В ней смешиваются художественная беллетристика и авторская фантазия. Басилашвили посвятил свое произведение театральной работе, которой занимается больше 60 лет. Также в книге он пишет о своем детстве, семье, друзьях, кино, гастролях, политической ситуации. Корреспондент «Петербургского дневника» собрал самые важные цитаты с презентации мемуаров.

ЧУЖОЙ В ЦИФРОВОМ МИРЕ

«У меня был старший брат Жора. Ему было 19, а мне – всего шесть. Он исчез во время Курской битвы, пропал без вести. Я ездил на Курскую дугу в прекрасно сделанный музей. Потом я узнал, что он не пропал: его ранили, а товарищи оказали первую помощь. На следующий день у него остановилось сердце. И семье никто не сообщил об этом. А сколько таких ребят лежат неизвестно где? Из 30 миллионов кого-то все еще не нашли. И тогда я задаю себе вопрос: стал бы сейчас министр обороны ложиться в землю ради своей страны?

Я не говорю, что раньше было лучше. Но у людей, которые шли в бой, был человеческий запас, который наживался веками еще с дохристианской веры. Были понятия добра, чести, матери, родины, что хорошо и плохо. Сейчас благодаря цифровым штучкам все меняется. Будет ли это поколение стоять у пушек и ловить осколки – не знаю. Не потому, что не любят родину, а по другим причинам.

И в этом шатком положении находится театр и кинематограф из-за цифровизации. Люди пытаются найти новые средства выразительности, чтобы добраться до читателя. Редко находят – обычно тишина. Моя книга не дает ответ на вопрос, почему так. Мне хотелось, чтобы в конце прочтения у читателя возникло еще больше вопросов, на которые нет ответа».

ЛЮДЯМ НЕ НУЖНО МЫСЛИТЬ

«Я давно не испытывал чувство единения с залом, когда хожу на спектакли. Также у меня не возникает его и на выставках. А представьте Сикстинскую капеллу: стоят русские, японцы, таджики – и все фотографируют создание человека. Они забывают, кто они – христиане или буддисты. Они видят Микеланджело – создателя. И потом идут к себе домой, и что-то в них меняется. Это подлинное искусство и культура.

Дмитрий Лихачев написал в декларации: «Существование народа и государства вне культуры бессмысленно». Правильно! Если она исчезает, исчезает и народ. А мы все реже об этом думаем. Видимо, кто-то считает, что людям не нужно мыслить. Есть Тойота, поезжай в Турцию, бабу найди, и все в порядке. Эта тенденция убивает в каждом человека».

Я ПЛАКАЛ В КОНЦЕ СПЕКТАКЛЯ

«Кто-то может сказать, что встраивание современных костюмов в произведения прошлых веков – это немыслимо. Но это показывает, что души у нас такие же, как и раньше. Те же истории происходят и в нашем мире. Трагедия Гамлета по-прежнему близка. 

А недавно я смотрел «Евгения Онегина», где актеры раздеваются по пояс. И Онегин убивает Ленского прямо в живот. Только так я понял, почему Александр Пушкин называл его мерзавцем и хладнокровным убийцей. Я плакал в конце спектакля. Конечно, современный зритель по сто раз в день видит убийства по телевизору. Убийство произойдет хоть на презентации – и никто не удивится. Ну и что? Пошли жрать пирожное. А это убийство друга, которое дает современному зрителю пищу для чувств. И это важно».

Источник: spbdnevnik.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
новости шоубизнеса
Добавить комментарий