Игорь Владимиров: человек-театр

Игорь Владимиров руководил Театром имени Ленсовета почти 40 лет, с 1960 по 1999 год. Для театра это было время расцвета

Первого января народному артисту СССР, актеру и режиссеру Игорю Владимирову, которого называют театральной легендой, исполнилось бы 100 лет. Его коллеги и ученики объясняют, почему в городе, где есть Владимирский собор и Владимирский проспект, театр тоже называли «владимирским».

Игорь Владимиров руководил Театром имени Ленсовета почти 40 лет, с 1960 по 1999 год. Для театра это было время расцвета. Чтобы попасть на спектакль, люди с ночи занимали очередь в кассу. На ближайших к театру станциях метро спрашивали лишний билетик. А на подходе к нему дежурила конная милиция.

Для зрителя тогда все было внове: и юные актеры, которых Владимиров пригласил в театр прямо со студенческой скамьи. И пьесы современных авторов. И тот особый синтетический жанр, в котором были поставлены лучшие спектакли. «Укрощение строптивой» Шекспира, «Дульсинея Тобосская» Володина, «Люди и страсти» по произведениям классиков немецкой драматургии, «Левша» Рацера и Константинова, «Трубадур и его друзья» Ливанова и Энтина – эти и другие спектакли, в которых звучала великолепная музыка Гладкова, Колкера, Дмитриева, не только имели ошеломительный зрительский успех. Их признавала и критика. А сами эти легендарные спектакли вместе с их создателем остались в истории русского театра.

Анна Алексахина, сегодня народная артистка России, а когда-то совсем юная девушка, вспоминает: «Экзамен. Читаю «Корзину с еловыми шишками». Что еще читают робкие девушки со срывающимися голосами? Привстаю в патетических местах на цыпочки. Владимиров прерывает меня и просит аккомпаниатора сыграть что-нибудь из Грига. Мгновенно мой сбивчивый, бездыханный монолог превращается в номер, обретает форму. В зале тишина. Я поступила. Это был его первый урок».

Похожая история случилась и со Светланой Письмиченко, она навсегда запомнила слова мастера, который в шутку говорил ей: «Думала ли ты, простая кустанайская девчонка…» Она признается: «Все, что произошло со мной в этом прекрасном, лучшем на земле городе, произошло благодаря Игорю Петровичу Владимирову».

Народная артистка России Лариса Луппиан уверена, что владимировская актерская школа выделяется и сегодня. А ее ученики отлично все понимают про своих персонажей, когда те говорят одно, хотят другого, а поступают по-третьему.

«Именно благодаря этой школе Театр имени Ленсовета жив. Как выразить черты этой школы в нескольких словах? Яркость, театральность, бесстрашие, парадоксальность… Сегодня, когда плохо идут какие-нибудь репетиции, часто думаешь: да Владимиров без всякого разбора живо бы все показал! У него на сцене все бы заискрило! Он бы создал такую атмосферу, что все само бы пошло-поехало!..» – говорит она.

Юрий Бутусов – представитель уже другого поколения и в прошлом другой главный режиссер Театра имени Ленсовета. Он считает, что в театре существует неугасимый культ личности Владимирова. И объясняет это фигурой самого режиссера: «В случае с Игорем Петровичем еще был один аспект – человеческий: невероятный красавец, фантастическое мужское обаяние и шарм, юмор, мощнейшее актерское притяжение, порода… Да и вообще все сошлось: Владимирская площадь, Владимирский проспект, Владимирский собор, Владимиров Игорь – нарочно не придумаешь. Какое-то чудо совпадений. Иногда кажется, что это он сам все придумал. Красиво так, что дух захватывает».

Самые известные спектакли Игоря Владимирова: «Таня», «Варшавская мелодия», «Старомодная комедия», «Старший сын», «Трехгрошовая опера», «Укрощение строптивой», «Прошлым летом в Чулимске», «Люди и страсти», «Спешите делать добро», «Дульсинея Тобосская», «Трубадур и его друзья», «Завтра была война».

После спектаклей нам не хотелось расходиться, особенно после «Дульсинеи Тобосской». На традиционных посиделках мы говорили о спектакле, он продолжал жить в нас инерцией того эмоционального наполнения, которое мы только что испытали на сцене. И как раз тогда мы пытались сочинить молитву. Она звучала бы примерно так: «Дай нам, Господь, силы, чтобы пережить свалившийся на нас успех, удачу и чтобы удача эта не лишила нас возможности критически относиться к себе». «Владимиров был очень щедро одарен от Бога. Причем не могу сказать, в чем его одарили больше: в актерстве, педагогике… Он был одарен как личность. Он все делал талантливо: играл на сцене, проживал жизнь, учил студентов, водил автомобиль, ухаживал за женщинами, выпивал. Он учил и нас фанатично, самозабвенно отдаваться профессии и жизни. – Алиса Фрейндлих, народная артистка СССР, была супругой Игоря Владимирова.Владимиров был очень щедро одарен от Бога. Причем не могу сказать, в чем его одарили больше: в актерстве, педагогике… Он был одарен как личность. Он все делал талантливо: играл на сцене, проживал жизнь, учил студентов, водил автомобиль, ухаживал за женщинами, выпивал. Он учил и нас фанатично, самозабвенно отдаваться профессии и жизни – Сергей Мигицко, народный артист РФ.Были Король и Королева, были Владимиров и Фрейндлих, и они держали всех в узде и в понимании того, чем мы все занимаемся. Владимиров мог со мной делать что угодно. Он – папа Карло, я – Буратино, он меня вырубил из полена. Я был готов подчиняться ему, даже если не был согласен, хотя так бывало редко. – Михаил Боярский, народный артист РСФСР.

Источник: spbdnevnik.ru