Церковный передел: как ссору схимника Сергия и митрополита Кирилла выводят на масштабный конфликт (наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия)

Ситуация в Среднеуральском женском монастыре «Спорительница хлебов» выходит из-под контроля церковных иерархов. Видимое пока спокойствие может стремительно вырасти в конфликт (наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия). Почему в ситуацию не вмешиваются светские власти, каковы шансы на мирное урегулирование конфликта и из-за чего же началось противоборство схимника Сергия и митрополита Кирилла – в материале «Новейшего Денька».

Затишье

Намедни СМИ (Средства массовой информации, масс-медиа — периодические печатные издания, радио-, теле- и видеопрограммы) сказали о захвате монастыря. Но гласить о некотором силовом конфликте, по последней мере, на тот момент было недозволено. Как отмечает корреспондент «Новейшего Денька», побывавший в обители, еще вчера там было так тихо, что человеку со стороны, не ознакомленному о деталях происходящего, даже могло показаться, что Среднеуральский монастырь живет собственной обыкновенной жизнью. Никаких вооруженных казачьих патрулей найти не удалось – трое либо четыре парней в камуфляже стояли на самом заезде на местность монастыря, у Серовской трассы, но на чужаков никакого внимания не направили. Корреспонденты агентства также тихо прошли к главным постройкам – только у надвратной церкви из будки вышел сторож, окинул взором гостей и удалился к для себя. Снутри все тихо – совершались литургии, проводились исповеди, монахини прогуливались по своим делам, вечерком вели беседы на улице, на детской площадке игрались дети, живущие тут же, на местности.

Вообщем, де факто захват все таки есть. Среднеуральский дамский монастырь является собственностью екатеринбургской епархии Российской православной церкви. Но то, что происходит на данный момент в обители, РПЦ не контролирует. О этом гласит уход настоятельницы – если гласить мирским языком, головного управленца в монастыре, назначаемого Священным синодом. Игуменья Варвара и еще несколько монахинь некоторое количество дней вспять покинули обитель, не разделяя взглядов заштатного клирика Сергия, которого в епархии именуют исповедником монастыря (который, к слову, тоже назначается не самовольно, а правящим архиереем – по представлению настоятельницы). На данный момент игуменья и монахини находятся в Ново-Тихвинской обители в Екатеринбурге. Оттуда же в Среднеуральск был ориентирован протоиерей Жора, которого, вообщем, оставшиеся в монастыре, другими словами те, кто занял позицию Сергия, не приняли. Таковым образом, вправду можно гласить о некоторой попытке рейдерства.

Специалисты молвят, что отказ Сергия покинуть монастырь – это уже принципно новейший уровень конфронтации схимника с епархией. И, невзирая на то, что представители крайней пока сдержанно комментируют ситуацию, показывая намерение очень умиротворенно решить конфликт (наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия), дело все таки вправду может дойти до внедрения силы. «Может статься, что туда придут полицейские и возьмут его под арест, так как дело уже заводят по определенным статьям», – произнес РИА «Анонсы» директор правозащитного центра Глобального российского народного собора, религиовед Роман Силантьев.

К слову, в пн, когда на пространство выезжал отец Жора, назначенный митрополитом Кириллом на должность заместителем старшего священника Среднеуральского дамского монастыря, сторонники Сергия докладывали, что у обители в числе врагов назначенного клирика находился генерал, член публичного совета при Министерстве публичной сохранности Свердловской области Сергей Иванов. Он же, по словам активиста Всеволода Могучева, отдал правовую оценку происходящему, заявив, что ничего противозаконного не происходит. Но в МОБ «Новенькому Деньку» сказали другое. «Члены публичного совета не являются сотрудниками Министерства публичной сохранности Свердловской области, потому содержание их заявлений не быть может приравнено к официальной позиции ведомства. Просьб о участии в которых бы то ни было мероприятиях на местности Среднеуральского городского окрестность в адресок членов публичного совета со стороны министерства публичной сохранности не поступало», – произнесли агентству в МОБе.

Источники «Новейшего Денька», знакомые с ситуацией, говорят, что масштаб противоборства искусственно раздувается. «Подвели пару ребят под камеру, а истинные казаки читают и диву даются», – откомментировал представитель казачества в Свердловской области.

…перед бурей?

Что до самого Сергия, то он, невзирая на воспрещение в служении, продолжает носить наперсный крест, совершать службы и, естественно, проповедовать. В одном из крайних выступлений он заявил, что раскол в церкви и обществе заносит «епископат, который не встал на защиту веры, опасаясь лишиться кафедры». «Из дома мамы Божьей я никуда не уйду. Совесть меня не обличает, на сердечко тихо. Им, другими словами священноначалию, митрополиту Кириллу, придется брать монастырь штурмом», – заявил он в аудио, размещенным Могучевым.

То, что Сергий провоцирует епархию на силовой конфликт (наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия), в каком та может остаться в проигрыше, не вызывает колебаний. Подобные истории уже происходили в Свердловской области в новой истории. Наиболее 20 годов назад, в 1999-м, схожее происходило с епископом Никоном. Тогда группа священников написала жалобу в Священный синод. Клирики были недовольны действиями Никона, они обвинили его в содомии и даже отыскали тех юношей из семинарии, с которыми он вступал в сексапильный контакт. Но по началу синодальная комиссия из Москвы не стала прислушиваться к жалобам клириков – отцы Тихон и Авраам были выведены за штат, Фома и Геннадий – самые рьяные – запрещены в служении. «В итоге они свои храмы закрыли и никого из епархиального управления не пускали. Так же, как и на данный момент в Среднеуральском монастыре, с прихожанами заняли оборону. В итоге сделалось понятно, что у Церкви нет механизма, как выходить из такового конфликта, как это решать. А решать можно лишь переговорами и компромиссами», – сказал «Новенькому Деньку» конкретный участник событий, попросивший сохранить инкогнито.

В итоге для Никона история завершилась плохо – в области даже проходили людные крестные ходы, так что Москве пришлось поменять решение. Комиссия синода во главе с папой Александром принесла извинения группе бунтовщиков, сказав, что 1-ое решение было неверным, те, в свою очередь, покаялись, что вынесли сор из избы, обратившись в СМИ (Средства массовой информации, масс-медиа — периодические печатные издания, радио-, теле- и видеопрограммы), а Никон был практически сослан, на его пространство пришел Викентий. Он, к слову, рукоположил отца Сергия. По словам собеседника «Новейшего Денька», на сей день у РПЦ как и раньше нет никаких устройств урегулирования конфликта. Силовые способы сыграют лишь на руку бунтовщикам. «У Сергия много приверженцев, в него не миллионы – млрд вложены, при этом не местными, а столичными, суровыми людьми, которые тоже, если начнется активная фаза, за него вступятся. Ситуация будет тупиковая – его оттуда не выкурить. Вы были на местности? Там все есть – сельхозугодья, жилище, создание, они даже в долговременной осаде прокормить себя сумеют», – произнес собеседник агентства.

При этом, по его словам, вмешательство светских властей, которые, в общем, пока заняли выжидательную позицию, может только ухудшить ситуацию. На данный момент в отношении Сергия есть административные дела, одно из судебных заседаний назначено на последующую недельку. Также его проповедь признана экстремисткой – и если за 1-ый эпизод следует лишь «административка», то за 2-ой и следующие нарушителю угрожает уголовное наказание. Судя по содержанию видеовыступлений Сергия, возбудить дело – полностью реально. Но последствия такового решения могут быть непредсказуемы. «Будет протест, и протест суровый, если начнутся подобные деяния. Они [сторонники Сергия] будут специально обострять ситуацию до предела, чтоб его к тому же страдальцем признать. Его сторонники, казаки – сбегутся в минуту. Они лишь того и ожидают. В особенности на фоне всей ситуации в стране. Потому перспектив силового решения, по моему воззрению, нет», – добавил собеседник «Новейшего Денька».

Из-за чего же конфликт (наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия)?

В православных группах в соцсетях ситуацию дискуссируют жарко – сторонники Сергия и те, кто держится позиции митрополита Кирилла, именуют происходящее не по другому как расколом. При этом обе стороны винят в организации раскола оппонентов. У тех, кто на стороне епархии, больше логичных аргументов, у тех, кто на стороне Сергия, – больше пыла. Но, как говорят источники «Новейшего Денька», корень конфронтации кроется не в том, протирать либо не протирать спиртом лжицу (ложечка для причастия, с которой верующие пьют разбавленное вино – знак крови (внутренней средой организма человека и животных) Христа), хотя огромное количество споров крутится конкретно вокруг схожих вопросцев. Неувязка может носить куда наиболее мирской нрав. Речь о деньгах.

Среднеуральский дамский монастырь был основан в 2005 году. Почти во всем стараниями Сергия, бывшего настоятеля мужского монастыря на Ганиной Яме, стал одним из самых процветающих. И, по неким данным, очень доходных. «Необходимо держать в уме, что средства в монастырь жертвуют огромные. И дают их конкретно Сергию», – произнес источник «Новейшего Денька».

Масштабы местности и стройки на его местности вправду поражают. Монастырь – это практически автономия. Тут есть большущее фермерское хозяйство со спецтехникой, всюду стройматериалы, свидетельствующие о размахе работ, требующих существенного финансирования, ремесленные мастерские, школа, хоспис для тяжелобольных, даже свое кладбище, где покоятся не только лишь монахи, да и те, кто отыскал крайний приют в обители.

Плюс три церкви и один строящийся двухпрестольный храм, также постройки на местности, куда нет доступа рядовым паломникам. Может быть, предпосылкой сегодняшнего конфликта сделалось нежелание отчислять положенные проценты в головную компанию. Но для большинства тех, кто на данный момент втянут в дискуссии по поводу происходящего в монастыре, – это конфликт (наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия) канонов и санитарных правил.

Для справки

Несколько годов назад правоверная журналистка Раиса Ильина обращалась в областную прокуратуру, ГУ МВД (Министерство внутренних дел — орган исполнительной власти, правительственное учреждение, в большинстве стран, как правило, выполняющий административно-распорядительные функции в сфере обеспечения общественной безопасности) Рф и министерство соцполитики Свердловской области с просьбой проверить деятельность отца Сергия. Журналистка поведала, что сталкивалась с фактами нарушения уголовного, трудового, домашнего, штатского, конституционного законодательства со стороны представителей Среднеуральского дамского монастыря. Ей удалось раздобыть информацию о домонашеском периоде жизни отца Сергия. «Этот человек, в миру – Николай Васильевич Романов (19.03.1955 г.р., родился в селе Криуши, Вознесенского района, Горьковской области) в первый раз был осужден на четыре года Пушкинским городским трибуналом Столичной области за хищение госимущества. Потом также был осужден Столичным областным трибуналом на 13 лет за убийство и разбой, писала Ильина. Наказание отбывал в Свердловской области, в колонии № 13 Нижнего Тагила для бывших служащих силовых структур. Отбыл наказание в 1997 году. Опосля освобождения начал стройку монастыря в Ганиной Яме.

Официально биографию отца Сергия в епархии не комментируют. «Отец Сергий (Романов) рукоположен Королем Викентием во иеромонаха 25 декабря 2001 года, пострижен в схиму в июле 2006 года в честь преподобного Сергия Радонежского, всея Рф чудотворца, в 2009 году возведен в сан игумена. С 2011 года не является штатным клириком Екатеринбургской епархии», – это справка, которую предоставляют журналистам в епархии.

Но, как указала в письме Ильина, Сергий «укрыл факт собственного томного уголовного прошедшего, с помощью которого он, по канонам Православия, ни при каких допущениях не быть может священнослужителем, совершать таинства Православной Церкви». Отметим, что, по канонам церкви, совершивший в прошедшем убийство может вправду стать монахом, принять схиму, но не быть может священником. В практике церковных судов есть примеры, когда священников лишали сана. Это одно из самых томных наказаний – серьезнее него лишь отлучение от Церкви и предание анафеме. Воспримет ли во внимание данный факт епархиальный трибунал, который отдал очередной шанс папе Сергию, непонятно.

Напомним, в прошлый пн уже состоялось одно заседание. Сергий, временно нелегальный в служении и лишенный права носить наперсный крест, тем не наименее, приехал на трибунал при всем этом атрибуте священничества, на вопросцы арбитров по существу отвечать не стал, прочитал по бумажке воззвание и удалился. Новое слушание назначено на 26 июня.

Екатеринбург, Екатерина Норсеева

Источник: newdaynews.ru

Ещё новости